О некоторых тенденциях в современном детском теннисе
Стаья опубликована в журнале Матчбол. Все наблюдения и выводы данной статьи основаны на личном опыте автора, который прошел путь от теннисного родителя до директора теннисной школы.
«Теннис — это всего лишь игра »
А.Чесноков
Все мы давно привыкли, что в детском теннисе в процессе обучения участвуют три главные составляющие тренировочного процесса:
Для успешного обучения ребенка необходимо идеально согласованное функционирование вышеупомянутого треугольника, причем несогласованные действия хотя бы одного из звеньев приводят к тому, что сводятся на нет все усилия и достижения остальных частей данного союза.
Попробуем проанализировать наиболее характерные моменты в поведении каждой из частей и в конце статьи синтезировать оптимальную на наш взгляд схему взаимодействия её составляющих.
Все наблюдения и выводы данной статьи основаны на личном опыте автора, который прошел путь от теннисного родителя до директора теннисной школы.
Вначале остановимся на наиболее часто встречающихся тренерских подходах и методах: так чему же учит современный тренер своего ученика, как его мотивирует и на что настраивает?
Наиболее распространенное явление сегодня- это натаскивание ребенка на быстрый результат (работать на перспективу никто не хочет) для того, чтобы показать родителям ребенка, что надо продолжать вкладывать деньги в обучение
То что этот быстрый результат достигнут в ущерб закладыванию долгосрочной базы технической оснащенности, психологической уравновешенности и элементарной культуре поведения ребенка на корте остается для родителей за кадром.
Приведем несколько примеров из теннисной жизни для иллюстрации своих слов.
Многие тренеры внушают своим подопечным, что все средства хороши для достижения победы и во время соревнований мы наблюдаем как дети спорят до слёз
Ещё одной характерной особенностью современного детского тенниса является сильная обособленность тренеров и теннисных школ друг от друга. За редким исключением тренеры не идут ни на какие контакты с другими тренерами ни в процессе обучения ребенка ни в организации совместных спаррингов, товарищеских матчей
Не хочу утверждать, что на сегодняшний день существуют только такие циничные и беспринципные тренеры — успешно работают и воспитывают хороших спортсменов разного уровня тренеры, которые сами воспитывались на принципах тенниса как игры истинных джентльменов, который лучше подарит очко сопернику, чем будет оспаривать у него сомнительный мяч, и которые на этих же принципах стараются воспитывать своих учеников. Кстати ни в одной стране кроме нашей тренеры не учат детей заспаривать мячи и делать это дополнительным способом психологического давления на соперника.
Теперь остановимся кратко на наиболее характерных типах родительского поведения:
«Безучастный родитель», который отдает своего ребенка в теннисную школу или тренеру, исправно платит за обучение, обеспечивает посещение ребенком тренировок и на этом считает, что выполнил свою роль на 100%.Как правило дети таких родителей редко добиваются серьезных успехов.
Другая крайность — это «сверхактивный родитель», который присутствует или пытается присутствовать на всех тренировках и матчах своего чада, постоянно комментирует каждый удар, а тем более ошибку, пытается вмешиваться в тренировочный процесс, а иногда и сам тренировать, все время недоволен тренировками, ребенком, тренером, результатами
Теперь хотелось бы отметить наиболее характерные черты, присущие большинству продвинутых теннисных родителей, а перед этим обратить особое внимание, что роль родителей трудно переоценить так как они, находясь рядом с ребенком львиную долю времени, должны заложить основы психологии и мироощущения юного теннисиста.
О типах и характерных чертах родительской психологии можно писать ещё очень много, но чтобы не утомлять читателя слишком подробным и всесторонним анализом такого явления как «теннисный родитель» хочу в завершение этого раздела только сказать, что хотя теннис это своего рода «болезнь», а теннисный родитель это «диагноз», в наших руках, чтобы она приносила только положительные эмоции и радость, несмотря на результаты соревновательной деятельности ребенка.
Переходя к последнему разделу данной статьи- краткому обзору детской психологии хочу отметить, что изначально дети, приходящие заниматься теннисом не имеют «вредных привычек» как — то: споры и жульничество при определении места приземления мяча, слезы, переходящие в истерики при проигрыше очка, гейма, сета (автор этих строк был свидетелем, когда девочка, ведя в товарищеском матче со счетом 4\0,2\1 после проигрыша ничего не значащего очка безудержно рыдала в течение нескольких минут)
Изначально все дети, начинающие заниматься теннисом, хорошие: добрые, воспитанные, умные, старательные, послушные. Но к сожалению, чем дольше ребенок занимается теннисом, тем больше к нему прилипает этих вредных привычек, противостоять которым удается лишь очень немногим, ведь у ребенка ещё не выработались четкие жизненные ориентиры и он считает, что если все вокруг него это делают, то наверное так и надо. К сожалению приходится констатировать, что чем в более элитной школе занимается ребенок, тем больший «букет» из этих привычек он имеет — чего стоит хотя бы прочно укоренившаяся
привычка сопровождать каждый удар криком, ребенок считает, что чем громче он кричит, тем более устрашающе это действует на соперника. Скоро находиться в течение игрового дня судьям на кортах станет настоящей пыткой, если не принять
Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что в
Для этого надо понимать и помнить всего о нескольких главных вещах:
— четко определить для своего ребенка цели к которым он стремится, их знание поможет ему в будущем найти себе применение в теннисном мире в качестве тренера, спарринга, журналиста, комментатора
— обучение теннису очень тонкий, специфический процесс, включающий в себя воспитание личности и становление характера
— профи становятся единицы и если сделать необоснованную ставку на профессиональную карьеру, а она не оправдается, то это может привести к психологическому надлому ребенка
— у всех перед глазами только Кафельников, Сафин, Шарапова, но мало кто задумывается о судьбе сотен и тысяч теннисистов, которые, посвятив теннису всю жизнь, так ничего и не добились в профессиональном туре.
— тренер, ученик и родители должны быть единомышленниками и никакой контракт официальный или неофициальный не заменит человеческого взаимопонимания и единого взгляда на пути и методы достижения цели.
И в заключение хочу привести всего одну фразу, которая принадлежит пионеру российского тенниса на мировой арене, самому уважаемому мною теннисисту Андрею Чеснокову, сказанная им после проигранного нашей сборной матча кубка Дэвиса против сборной Италии: «Теннис — это всего лишь игра».
И этой фразой, такой короткой, но так емко отражающей современный теннис мне хотелось бы закончить свои рассуждения и призвать всех — учитесь мудрости у великих и когда вам трудно и вы не знаете куда двигаться и не на что опереться вспомните эти слова и они вам помогут обрести некую путеводную нить в бурном море теннисных баталий.
Соколов В.Х.