О некоторых тенденциях в современном детском теннисе

Стаья опубликована в журнале Матчбол. Все наблюдения и выводы данной статьи основаны на личном опыте автора, который прошел путь от теннисного родителя до директора теннисной школы.

«Теннис — это всего лишь игра »
А.Чесноков

Все мы давно привыкли, что в детском теннисе в процессе обучения участвуют три главные составляющие тренировочного процесса: тренер-ученик-родители.

Для успешного обучения ребенка необходимо идеально согласованное функционирование вышеупомянутого треугольника, причем несогласованные действия хотя бы одного из звеньев приводят к тому, что сводятся на нет все усилия и достижения остальных частей данного союза.

Попробуем проанализировать наиболее характерные моменты в поведении каждой из частей и в конце статьи синтезировать оптимальную на наш взгляд схему взаимодействия её составляющих.

Все наблюдения и выводы данной статьи основаны на личном опыте автора, который прошел путь от теннисного родителя до директора теннисной школы.

Вначале остановимся на наиболее часто встречающихся тренерских подходах и методах: так чему же учит современный тренер своего ученика, как его мотивирует и на что настраивает?

Наиболее распространенное явление сегодня- это натаскивание ребенка на быстрый результат (работать на перспективу никто не хочет) для того, чтобы показать родителям ребенка, что надо продолжать вкладывать деньги в обучение 

То что этот быстрый результат достигнут в ущерб закладыванию долгосрочной базы технической оснащенности, психологической уравновешенности и элементарной культуре поведения ребенка на корте остается для родителей за кадром.

Приведем несколько примеров из теннисной жизни для иллюстрации своих слов.
Многие тренеры внушают своим подопечным, что все средства хороши для достижения победы и во время соревнований мы наблюдаем как дети спорят до слёз из-за каждого мяча, жульничают при определении места приземления мяча, а в это время их родители за ограждением корта решают эти спорные ситуации друг с другом при помощи кулаков или угроз судьям. Во время матча ребенок может умышленно запустить мячом в своего соперника и при этом сказать: «Я тебя ненавижу, ты — мой враг», а на вопрос судьи: «Что же ты делаешь?» ответить, что так его учит тренер.

Ещё одной характерной особенностью современного детского тенниса является сильная обособленность тренеров и теннисных школ друг от друга. За редким исключением тренеры не идут ни на какие контакты с другими тренерами ни в процессе обучения ребенка ни в организации совместных спаррингов, товарищеских матчей и т.д. Складывается впечатление, что или тренеры обладают каким — то невероятным «ноу-хау», которое тщательно скрывают от всей теннисной общественности или боятся сравнения не в свою пользу с другими тренерами или опасаются переманивания своих учеников в другую школу или к другому тренеру. Последняя проблема также очень актуальна на сегодняшний день, так как есть категория тренеров, которые по разным причинам пытаются переманить перспективных и не очень детей, суля их родителям златые горы и умалчивая при этом о том, что собственно сам новый ученик такому тренеру совершенно не нужен, просто с его помощью он надеется решить какие-то свои насущные проблемы как-то материальные, саморекламы, более простой для тренера организации тренировочного процесса и т.д. 

Не хочу утверждать, что на сегодняшний день существуют только такие циничные и беспринципные тренеры — успешно работают и воспитывают хороших спортсменов разного уровня тренеры, которые сами воспитывались на принципах тенниса как игры истинных джентльменов, который лучше подарит очко сопернику, чем будет оспаривать у него сомнительный мяч, и которые на этих же принципах стараются воспитывать своих учеников. Кстати ни в одной стране кроме нашей тренеры не учат детей заспаривать мячи и делать это дополнительным способом психологического давления на соперника.

Теперь остановимся кратко на наиболее характерных типах родительского поведения:
«Безучастный родитель», который отдает своего ребенка в теннисную школу или тренеру, исправно платит за обучение, обеспечивает посещение ребенком тренировок и на этом считает, что выполнил свою роль на 100%.Как правило дети таких родителей редко добиваются серьезных успехов.

Другая крайность — это «сверхактивный родитель», который присутствует или пытается присутствовать на всех тренировках и матчах своего чада, постоянно комментирует каждый удар, а тем более ошибку, пытается вмешиваться в тренировочный процесс, а иногда и сам тренировать, все время недоволен тренировками, ребенком, тренером, результатами и т.д. Он не понимает самого главного — созданный им отрицательный настрой полностью разрушает мотивацию ребенка, который все время находится под прессингом родительского недовольства и боязнь родительского гнева ещё больше усугубляет психологическую атмосферу во время тренировок и соревнований. Дети таких родителей ждут не дождутся того момента когда можно будет выйти из-под родительской опеки и тогда или заканчивают активные занятия теннисом или становятся совершенно неуправляемыми.

Теперь хотелось бы отметить наиболее характерные черты, присущие большинству продвинутых теннисных родителей, а перед этим обратить особое внимание, что роль родителей трудно переоценить так как они, находясь рядом с ребенком львиную долю времени, должны заложить основы психологии и мироощущения юного теннисиста.

Во-первых, любой родитель мнит себя как минимум Ником Болетьери со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, имеют привычку обсуждать тренировки, тренера, спаррингов при детях, что со временем приводит к потере доверия и уважения ученика к тренеру.

В-третьих, подавляющее большинство родителей не отдают себе отчет о конечных целях занятий своего ребенка, они просто включаются в эту сумасшедшую гонку под названием «теннис» в надежде не отстать от других таких же как они.

В-четвертых, многие родители юных теннисистов занимают высокое положение в обществе и свои амбиции и высокий социальный статус пытаются подтвердить руками ребенка на корте, а когда это не удается то свой напор и агрессию, который они применяют в бизнесе, выплескивают на судей, тренеров и других родителей. Сейчас уже не редкость угрозы и оплеухи судьям, драки между родителями и другие кощунственные на наш взгляд разборки, которые ещё 5–7 лет назад не могли присниться в самом страшном сне.

О типах и характерных чертах родительской психологии можно писать ещё очень много, но чтобы не утомлять читателя слишком подробным и всесторонним анализом такого явления как «теннисный родитель» хочу в завершение этого раздела только сказать, что хотя теннис это своего рода «болезнь», а теннисный родитель это «диагноз», в наших руках, чтобы она приносила только положительные эмоции и радость, несмотря на результаты соревновательной деятельности ребенка.

Переходя к последнему разделу данной статьи- краткому обзору детской психологии хочу отметить, что изначально дети, приходящие заниматься теннисом не имеют «вредных привычек» как — то: споры и жульничество при определении места приземления мяча, слезы, переходящие в истерики при проигрыше очка, гейма, сета (автор этих строк был свидетелем, когда девочка, ведя в товарищеском матче со счетом 4\0,2\1 после проигрыша ничего не значащего очка безудержно рыдала в течение нескольких минут) и т.д.

Изначально все дети, начинающие заниматься теннисом, хорошие: добрые, воспитанные, умные, старательные, послушные. Но к сожалению, чем дольше ребенок занимается теннисом, тем больше к нему прилипает этих вредных привычек, противостоять которым удается лишь очень немногим, ведь у ребенка ещё не выработались четкие жизненные ориентиры и он считает, что если все вокруг него это делают, то наверное так и надо. К сожалению приходится констатировать, что чем в более элитной школе занимается ребенок, тем больший «букет» из этих привычек он имеет — чего стоит хотя бы прочно укоренившаяся
привычка сопровождать каждый удар криком, ребенок считает, что чем громче он кричит, тем более устрашающе это действует на соперника. Скоро находиться в течение игрового дня судьям на кортах станет настоящей пыткой, если не принять каких-то срочных мер для борьбы с этим явлением. Дети же, занимающиеся в теннисной глубинке как правило не заражены этим вирусом некорректного поведения потому, что самим им так себя вести не приходит в голову, а плохих примеров для подражания они попросту не видели.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что в общем-то все о чем говорилось в статье относится к области неписанных правил тенниса — теннисной этике, правилам хорошего тона, которые в будущем пригодятся ребенку не только на корте, но и вне его. Родителям же знание всех подводных камней на пути достижения юным спортсменом самых высоких целей поможет воспитать не только теннисного мастера, но и незаурядную личность.

Для этого надо понимать и помнить всего о нескольких главных вещах:
— четко определить для своего ребенка цели к которым он стремится, их знание поможет ему в будущем найти себе применение в теннисном мире в качестве тренера, спарринга, журналиста, комментатора и т.д.
— обучение теннису очень тонкий, специфический процесс, включающий в себя воспитание личности и становление характера
— профи становятся единицы и если сделать необоснованную ставку на профессиональную карьеру, а она не оправдается, то это может привести к психологическому надлому ребенка
— у всех перед глазами только Кафельников, Сафин, Шарапова, но мало кто задумывается о судьбе сотен и тысяч теннисистов, которые, посвятив теннису всю жизнь, так ничего и не добились в профессиональном туре.
— тренер, ученик и родители должны быть единомышленниками и никакой контракт официальный или неофициальный не заменит человеческого взаимопонимания и единого взгляда на пути и методы достижения цели.

И в заключение хочу привести всего одну фразу, которая принадлежит пионеру российского тенниса на мировой арене, самому уважаемому мною теннисисту Андрею Чеснокову, сказанная им после проигранного нашей сборной матча кубка Дэвиса против сборной Италии: «Теннис — это всего лишь игра».

И этой фразой, такой короткой, но так емко отражающей современный теннис мне хотелось бы закончить свои рассуждения и призвать всех — учитесь мудрости у великих и когда вам трудно и вы не знаете куда двигаться и не на что опереться вспомните эти слова и они вам помогут обрести некую путеводную нить в бурном море теннисных баталий.

Соколов В.Х.

Вернуться к списку публикаций